Тренинги

Закрыть окно
Расписание| О нас| Бизнес-тренинги| Оценка и диагностика| Консалтинг| Форум| Клиенты| Тренеры


Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  1







Самые свежие новости кадрового рынка

<< Обратно

17 / 04 / 2003 Дело — за малыми

Если в пулы сгрудились малые,
Сдайся враг, замри и ляг.

По Владимиру Маяковскому.

Недавняя публикация на E-xecutive интервью с Ларисой Дыдыкиной о введении обязательного страхования автогражданской ответственности и обсуждение его в форуме вынудили нас вновь вернуться к этой теме, но уже с другой стороны. «Росгосстрах» является крупной сетевой компанией, и у нее на этом тернистом пути свои проблемы. А вот с какими проблемами сталкиваются компании мелкие, несетевые, которые и будут составлять большинство на рынке обязательного автострахования? Об этом мы решили поговорить с генеральным директором Российского союза автостраховщиков Андреем Слепневым, а также с самими страховщиками, представляющими потенциальное «большинство».

E-xecutive: Одним из условий получения лицензии на ОСАГО является членство в РСА. Сколько компаний сегодня являются членами РСА, сколько из них не являются сетевыми и как они собираются решать проблему отсутствия филиалов?

Андрей Слепнев: Сегодня в РСА входит уже 102 страховых компаний. Тех, кто имеет свою собственную сеть, которая бы покрывала всю страну, можно сосчитать на пальцах — их единицы. Подавляющее большинство компаний сетевыми не являются. Поэтому, безусловно, компаниям придется кооперироваться между собой, заключать соглашения по урегулированию убытков с теми, кто будет их поддерживать в регионах, придется создавать пулы. И такая работа сегодня проводится. Выработаны правила взаимодействия между членами союза, разработаны формы соответствующих договоров. Компании уже начали заключать между собой соглашения, начали договариваться и создавать коллективные пулы, которые в итоге могут покрыть всю страну. Они смогут сотрудничать в рамках таких сетей и решить свою проблему с отсутствием филиалов. Уже в одном регионе — Северо-Западном — такой пул образован, в него входит 10 компаний. И я думаю, в самое ближайшее время эта работа активизируется.

E-xecutive: Как вы полагаете, в большей степени проблема будет решаться с помощью организации пулов или с помощью индивидуального заключения договоров между компаниями об урегулировании убытков?

А.С.: Я думаю, будет и так, и так. Вряд ли возникнет много пулов, потому что процесс их организации достаточно сложен. Я думаю, что в итоге вокруг крупных компаний, вокруг пулов, собьются несколько сетей, все члены РСА распределятся по этим сетям и будут работать.

E-xecutive: По мнению Ларисы Дыдыкиной из «Росгосстраха», такие пулы будут нежизнеспособны. А что вы думаете по этому поводу?

А.С.: Не думаю. Нет никаких особых проблем, которые представляли бы серьезную угрозу таким образованиям. Я уверен, что подавляющее число аварий с транспортными средствами будет происходить в основном в том регионе, где работает страховая компания.

E-xecutive: А кто-то эту статистику просчитывал?

А.С.: Есть примеры соответствующих расчетов на примере добровольного страхования — сколько страховых случаев происходит на своей территории, сколько «на выезде». Страховые случаи, происходящие «на выезде», составляют доли процента от общего числа. Что касается Москвы, то страхователь-москвич может с большой долей вероятности попасть в аварию на территории Подмосковья, но, как правило, московские компании имеют филиалы в Подмосковье. Это, конечно, могут быть и близлежащие области (многие москвичи, как известно, имеют дачи в Тверской, Калужской и других граничащих с Подмосковьем областях), но, в любом случае, практика показывает, что такие страховые случаи в общем портфеле компании составляют доли процента. В основном, где люди живут, там и страхуются, где страхуются, там и бьются.

E-xecutive: Как будет обеспечиваться оплата за урегулирование убытков между компаниями внутри пулов?

А.С.: Компания, урегулирующая убыток, выплатит потерпевшему, направит счет эмитенту полиса, чтобы он оплатил. Если компании что-то не нравится, ей в любом случае придется сначала заплатить, а потом уже разбираться. Примерный аналог — «Зеленая карта». Кстати говоря, вот вам аргумент по поводу устойчивости: «Зеленая карта» работает уже без малого 65 лет и до сих пор не развалилась.

E-xecutive: Я думаю, это не совсем корректная аналогия: в «Зеленую карту» входят страны с гораздо более серьезными и устоявшимися страховыми системами, нежели российская.

А.С.: Так или иначе, у меня нет больших опасений по поводу того, что создающиеся сегодня пулы могут в момент развалиться. У них нет причин для того, чтобы разваливаться. Их организационное построение продумано, есть положения закона, в соответствии с которыми они должны работать. Если представитель будет плохо урегулировать убытки, страхователь будет предъявлять претензии к страховщику, который выдал полис, тот, в свою очередь, будет нажимать на своего представителя, чтобы не получить предписание надзора и т. д. Так что, я думаю, со временем все мелкие проблемы утрясутся, и страховщики будут нормально работать внутри пулов.

Другое дело, что сегодня некоторые компании решают задачу во многом формально, чтобы получить лицензию, но когда закон начнет работать, возникнут реальные задачи, которые надо будет решать, убытки нужно будет урегулировать, и урегулировать грамотно. Здесь уже вся система должна будет функционировать как часы. Пункты по урегулированию убытков в субъектах федерации должны будут иметь постоянную связь с реальными представителями на местах, должны представлять из себя настоящую диспетчерскую, куда пострадавшие могут позвонить в любое время и откуда их могут направить в близлежащий пункт, где есть эксперт либо специалист, который может провести осмотр, составить калькуляцию и т. д. Вот это уже потребует серьезной проработки. Вероятнее всего, эта система начнет складываться вокруг компаний, которые в данном регионе работают активно по этому виду страхования, у которых есть своя собственная база. Так что не исключено, что в скором времени представители в субъектах смогут занять хорошие рыночные позиции и смогут работать наравне с филиалами московских страховщиков и региональными компаниями.

E-xecutive: У РСА будет возможность проконтролировать, существует ли в действительности тот пункт по урегулированию убытков, который указан в полисе, работает ли он?

А.С.: Мы и сейчас осуществляем такой контроль. Мы смотрим по документам, чтобы действительно было помещение, чтобы действительно были специалисты на местах, чтобы работали телефоны, чтобы все было обеспечено. Но эта задача решается просто: не обязательно иметь собственную базу, собственных экспертов и т. д., достаточно иметь связь с компанией, которая работает на рынке, с клиентами, и уполномочить ее на урегулирование убытков.

E-xecutive: «Автогражданка» прибыльной не будет, за урегулирование убытков компании должны будут платить деньги, причем, насколько я понимаю, деньги немалые. Каждый случай урегулирования убытков обойдется компании в $100, и случай такой, наверное, будет далеко не один. Трудно представить, что в первый же день введения в действие закона по ОСАГО автовладельцы, придя страховать машину, захотят прикупить заодно пару-тройку других страховых продуктов. Получается, что достаточно продолжительное время компании, не имеющие собственной сети, будут работать себе в убыток. За счет чего же они собираются выжить?

А.С.: Я повторюсь: доля наших клиентов, которые страхуются в московских компаниях, а совершают аварии на территории страны, будут составлять доли процента от общего количества страховых случаев на компанию. Поэтому если компания всего будет урегулировать на $15 тыс. страховых убытков, из них 10 страховых случаев будет на территории других субъектов, и она за это заплатит по $100, я вас уверяю, эта сумма не повлияет особым образом на финансовый результат компании.

E-xecutive: На финансовый результат она, возможно, и не повлияет, но в любом случае это будет минус.

А.С.: Но это будет дешевле, чем держать свое представительство. Им придется чуть больше заплатить за урегулирование, зато не нужно будет тратить деньги на содержание филиала, держать внутри центрального офиса отдел по контролю за филиалами, тратиться на бюджетирование и т. п. Да и в техническом смысле большой вопрос, что проще, — заплатить посреднические по каждому конкретному случаю урегулирования или контролировать собственную филиальную сеть. Ну и, кроме того, это уже не входит в нашу компетенцию, каждая компания сама строит свою собственную бизнес-модель.

E-xecutive: Мировая практика показывает, что в ближайшие год-два после вхождения в «автогражданку» идет волна банкротств страховых компаний…

А.С.: Через год-два, на мой взгляд, вряд ли будет много банкротств, я думаю, это начнется чуть позже. Но не исключаю этого. И могу сказать, что мы к этому готовимся, закон предусматривает механизм передачи портфелей, механизм компенсации по полисам компаний, которые оказались неплатежеспособными. То есть, страхователи будут защищены. Что же касается страховщиков… Это жизнь, таковы законы рынка — кто-то разорится, кто-то вырвется в лидеры.

E-xecutive: Какие плюсы, на ваш взгляд, есть у маленьких компаний?

А.С.: Прежде всего, что называть маленькой компанией? Может быть, по сравнению с федеральными компаниями она маленькая, но если посмотреть на ситуацию в конкретном субъекте, такая компания может дать большую фору филиалам крупных московских сетевых компаний. В РСА есть такие компании, которые работают в пределах одной области, но зато собирают там больше, чем филиальная сеть москвичей.

E-xecutive: Пример можете привести?

А.С.: «ЮЖУРАЛ-АСКО» в Челябинске. Они работают только в Челябинской области и занимаются не только автострахованием. За пределы области они не выходят, зато у них есть все — и портфель большой, и специалисты, и разветвленная сеть внутри субъекта, что очень важно. Ни одна московская компания там с ними тягаться не может.

E-xecutive: Что бы вы могли посоветовать страхователю? По какому принципу ему выбирать страховщика, когда он соберется страховать «автогражданку»?

А.С.: По большому счету, страхователю в данном случае все равно, потому что даже если будет страховой случай, за выплатой пойдет потерпевший. Так что качество урегулирования в этом смысле, как ни парадоксально, больше значит для потерпевшего, ведь это ему предстоит работать со страховой компанией, приносить ей справки, общаться по выплате. А страхователь показал полис, и для него на этом практически все закончилось. Другое дело, если компания окажется совсем никудышной и будет тянуть с выплатами или возникнут какие-то другие проблемы, потерпевший может предъявить судебный иск к виновнику аварии и потребовать деньги с него, а тот, в свою очередь, уже будет вынужден разбираться со своим страховщиком. Но по большому счету, я бы, конечно, порекомендовал обращаться в компании, которые имеют нормальную сеть, нормальную структуру урегулирования убытков и, что самое главное, выполняют свои обязательства.

С точки зрения «большинства»

E-xecutive: Как осуществляется подготовка к введению ОСАГО в вашей компании? Открывает ли компания филиалы, индивидуально заключает соглашения с другими компаниями об урегулировании убытков или вступает в пулы?

Иван Давыдов, генеральный директор СК «Русские страховые традиции»: В настоящий момент в страховой компании «Русские страховые традиции» практически завершается предварительный этап подготовки к реализации ОСАГО. Создано и укомплектовано отдельное подразделение — дирекция ОСАГО, которая будет осуществлять все мероприятия по реализации данного вида страхования. Полностью сформирован план мероприятий, которые нам предстоит реализовывать до конца 2003 года.

Потребуется провести работу по совершенствованию и оптимизации некоторых внутренних процессов, включая IT-обеспечение, технологию продаж, повышение квалификации сотрудников, систему расчетов и платежей. В этой части есть понимание практически по всем вопросам, поэтому неразрешимых проблем я не вижу.

Другой большой блок задач связан с нашими действиями на рынке. Здесь задачу нашей компании в общем можно определить как поиск партнеров в следующих сферах:

  • создание и развитие сети продаж / урегулирования убытков в Москве и Московской области;
  • создание и развитие ограниченной сети собственных региональных филиалов (9-10 регионов);
  • создание и развитие сети корреспондентских отношений с местными страховыми компаниями в регионах (10-12 регионов);
  • участие в одном из «федеральных» пулов страховщиков;
  • участие в 2-3 небольших пулах страховщиков, имеющих локальные задачи.

Надо отдельно отметить, что по каждому из этих направлений у нас есть понимание того, как это сделать. Мы наметили потенциальных партнеров, в некоторых случаях провели предварительные переговоры и установили контакты.

По сути, задача состоит в том, чтобы во втором полугодии 2003 года на практике проверить и реализовать все сделанные ранее наработки. Это позволит в 2004 году сформировать уже четкий, выверенный и реальный план действий, который позволит «Русским Страховым Традициям» стать заметным игроком на рынке ОСАГО.

Евгений Плыгунов, первый заместитель генерального директора СК «Оранта»: Наша компания сейчас занята формированием филиальной сети. По уставу у нас 18 филиалов, из них 10 – в процессе регистрации. Если принять во внимание, что мы начали заниматься этой работой с сентября прошлого года, то можно сказать, что «стартанули» мы неплохо. Конечно, общее количество филиалов будет зависеть от бизнеса – для открытия филиала должны быть основания, ведь не будешь же просто так открывать филиал, платить деньги за аренду, платить зарплату сотрудникам… Конечно, в регионах есть перспективы вести какой-то другой страховой бизнес, кроме автомобильного, но так дело обстоит не всюду.

Что касается соглашений об урегулировании убытков, тут ситуация сложнее. Мне, к сожалению, кажется, что такие компании, как наша, останутся с проблемой один на один. Получится, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Когда задумывался РСА как профессиональное объединение автостраховщиков, исходили из того, что практически у всех компаний (даже у Росгосстраха), нет сети, которая покрывает 89 регионов, и предполагалось, что это будет некий пул, внутри которого его участники будут пользоваться, условно говоря, общей базой, помогать друг другу. Но сейчас, на мой взгляд, большие компании, скажем так, дистанцируются от средних и мелких. Они считают себя самодостаточными, большая часть субъектов Федерации охвачена их представительствами, филиалами, а там, где их нет, они просто заключают двусторонние соглашения с какими-то компаниями. Насколько я знаю от представителей других мелких компаний, у них в общении с компаниями сетевыми возникают проблемы. На мой взгляд, лучшим решением проблемы было бы рассматривать РСА как единый пул, поскольку его потенциал гораздо больше, чем у создаваемых сейчас маленьких пулов. И выход из большого пула одного из страховщиков не будет иметь таких последствий для всех остальных (вплоть до приостановления лицензий из-за отсутствия представителей в регионах). А проблемы могут возникать, как у небольших компаний, так и у крупных: вспомним хотя бы отзыв лицензии у «Росгосстраха-Москва» около 5 лет назад или «выход из игры» АСКО, «Налко», «Континент-Полиса».

Мы сейчас занимаемся проработкой вопроса присоединения к существующим пулам, но здесь тоже возникают некоторые проблемы. Члены «пула одиннадцати», например, приняли решение, что вступление нового члена в пул возможно только с согласия всех его участников, а это, естественно, - время. Сейчас такие компании, как наша, озадачились этим вопросом и пытаются что-то сделать, чтобы выйти из ситуации. Мы, например, провели переговоры с компанией «Мегарус» и готовы подписать двустороннее соглашение, сейчас также рассматриваем другие предложения. Думаю, что будем набирать очки, догонять до 89.

E.: Какие проблемы возникают у несетевых компаний в процессе подготовки к введению обязательной автогражданки?

И.Д.: Я думаю, что все проблемы схожие, отличие состоит в масштабе этих проблем. Сетевая компания должна сразу решать любую проблему с учетом объема ее сети. Несетевая компания может до поры не решать некоторые проблемы столь масштабно, возможно, оставаясь на некоторое время на несколько более низком технологическом уровне организации процесса внутри компании.

Основная проблема для несетевых компаний не пропустить тот момент, когда надо будет быстро и эффективно вкладывать деньги и силы уже в развитие всех систем и технологий, адекватных росту реальных продаж.

Е.П.: У компаний есть разного рода опасения. Кто-то опасается, что он заключит соглашение, а партнер не выполнит своих обязательств. Но я думаю, что рано или поздно этот процесс среди несетевых компаний все-таки пойдет, потому что есть много компаний, имеющих только один центральный офис (мы сами такими раньше были), и эти компании выражают желание сотрудничать. Ведь малое количество филиалов еще не говорит о том, что компания плохая, просто кто-то начал создавать сеть раньше, и сейчас находится в более выгодных условиях. И это логично – не может же развитие у всех идти одинаково.

Для того, чтобы получить лицензию, необходимо подтвердить свое присутствие во всех 89 субъектах РФ. Но нужно ли было так жестко прописывать это условие? Может быть, было бы лучше, если бы в требовании была оговорена, скажем, необходимость присутствия в 80% субъектов РФ? Тогда компаниям было бы проще найти контрагента, потому что сразу значительно больше компаний получили бы лицензии, вступив в РСА. А сейчас посмотрите, что происходит: в Чечне, например, прошел референдум, но все же понимают, что там по-прежнему идет война, и нормального бизнеса там быть не может. Даже если кто-то и открыл там свой филиал, поверьте, этот филиал будет чисто номинальным, практически работа там вестись не будет. Кроме того, дробление на мелкие пулы имеет еще один недостаток: возрастают расходы компаний по открытию точек в регионах, где парк зарегистрированных автомашин менее 10 тыс единиц (Таймырский АО – около 3 тыс., Эвенкийский АО – порядка 1,5 тыс., Ненецкий АО – порядка 8 тыс., Корякский АО – порядка 4 тыс., Чукотский АО – порядка 9 тыс.). Поэтому встает законный вопрос: а что там делать двум, а тем более трем и более компаниям? При том что разовые расходы на открытие точки, что в Москве, что в Корякском АО, будут приблизительно одинаковые. В результате – рост расходов компании и, соответственно, повод для увеличения премии.

E.: Есть ли, на ваш взгляд, у несетевых компаний какие-то преимущества в области автогражданки перед сетевыми? За счет чего компания намерена конкурировать на этом рынке с сетевыми компаниями?

И.Д.: Не знаю, можно ли это назвать преимуществом, но несетевая компания, участвуя в ОСАГО, может себе позволить не очень сильно развивать этот вид, отводя ему, скорее, сервисное значение при обслуживании своей постоянной клиентуры. Сетевая компания федерального значения такого себе позволить не может. В противном случае ее место достаточно быстро займет кто-то следующий. В этой связи конкуренция в ОСАГО будет также разделена: крупные будут бороться в основном с крупными за массовость. Не дадут им «расслабиться» также средние компании, сделавшие на ОСАГО ставку как на локомотив своего развития. Такие, как, например, «Русские Страховые Традиции».

Основным конкурентным преимуществом для нас будет сервис для платежеспособного клиента, который понимает, зачем нужен как обязательный, так и добровольный полис, а не относится к страхованию как к дополнительному налогу.

Вопрос о возможности конкуренции с сетевыми компаниями на массовом рынке будет ясен лишь в 2004 году. В любом случае в эту конкуренцию смогут вступить всего несколько компаний.

Е.П.: Преимущества небольших компаний в том, что они стоят ближе к своему клиенту. Это преимущество и для клиентов, и если их страховщики не получат лицензий на ОСАГО, они могут этот плюс потерять. У нас, например, есть очень большой и давний клиент (мы работаем с ним уже 6 лет), который, в общем-то, считается для других страховщиков достаточно тяжелым клиентом, однако мы с ним работаем – это «Автолайн ». Что будет, если мы, предположим, сразу не получим лицензию? Тогда «Автолайну» придется страховаться где-то в другом месте. Будут ли к нему там относиться так, как мы? Ведь несетевые компании могут завоевать доверие клиента только своим отношением, своим сервисом. Ничем другим его завоевать невозможно, потому что это обязательное страхование: правила стандартные, тарифы стандартные, лимиты стандартные, скидки стандартные для всех. Поэтому чем можно взять? Только тем, как ты его обслужишь.

E.: Есть ли у компании опыт добровольной автогражданки и существует ли статистика по соотношению страховых случаев по месту выдачи полиса и «на выезде»?

И.Д.: За более чем пятилетний опыт работы страховая компания «Русские Страховые Традиции» имеет достаточную статистику по страховым случаям, связанную с риском «Автогражданская ответственность». Исходя из этой статистики, больше страховых случаев происходит по «месту прописки» полиса, т.е. в Москве. Я думаю, что это происходит по следующим причинам:

  • Большое количество выданных полисов;
  • Большое количество транспортных средств по сравнению с другими городами и регионами;
  • Неудовлетворительная дорожная обстановка.

Е.П.: Соотношение очень большое в пользу Москвы. Подавляющее большинство страховых случаев у нас происходит по «месту прописки» полиса – в Москве и Московской области (в том случае, когда люди выезжают, например, на дачу). Аварии при выезде в другие регионы бывает крайне редко, и составляют 1 – максимум 2% от общего количества.

Беседу вела Светлана Карташова.

www.e-xecutive.ru

О нас| Бизнес-тренинги| Оценка и диагностика| Консалтинг| Форум| Клиенты| Тренеры